Главная / Интересное / Правильное техобслуживание автомобиля

Правильное техобслуживание автомобиля

Любой производитель предписывает автовладельцу, проводить техническое обслуживание своего транспортного средства. Данная мера носит характер профилактики и призвана предотвратить возникновение нештатных ситуаций на дороге, вследствие поломок автомобиля. Своевременное её проведение позволит избежать больших трат в будущем и главное обезопасить себя.

Периодичность технического обслуживания

Периодичность технического обслуживания напрямую зависит от его типа и результатов диагностики. В основном выделяют 6 видов ТО:

  • Регулировка;
  • Заправка/замена жидкостей;
  • Смазка;
  • Крепёж;
  • Электрика;
  • Контрольно-диагностическое.

Именно проверка и диагностика автомобиля являются одним из важнейших этапов обслуживания. По его результатам судят о необходимости дополнительных мероприятий по приведению транспортного средства в надлежащее техническое состояние.

Классификация типов ТО

Виды ТО
В СССР большое внимание уделялось дисциплине граждан, в том числе в сфере эксплуатации автомобилей. Тогда была заложена культура ухода за ним, отчасти сохранившаяся и сейчас на постсоветском пространстве. Во многих организациях техосмотр был обязательным этапом даже перед каждой поездкой. Особенно это касалось грузового и общественного транспорта, использование которых всегда требует повышенных мер безопасности.

Сейчас периодичность и обязательность технического осмотра в большей степени определяет производитель и требования регламента. То есть значение имеют такие параметры, как:

  • Марка;
  • Модель;
  • Возраст автомобиля;
  • Пробег;
  • Время года.

Ориентируясь на эти параметры, автовладелец и подходит к вопросу периодичности техобслуживания. Однако в этом плане существуют и действующие требования законодательства, которые чётко регламентируют, как часто проводить то или иное ТО.

Кстати, процедура имеет различные формы, в связи с чем существует несколько классификаций сервисного обслуживания. Для начала приведём её советский планово-предупредительный формат, отчасти сохранившийся в неформальном общении:

  • Ежедневное;
  • Первое (ТО-1);
  • Второе (ТО-2);
  • Сезонное.

На практике автопроизводители предлагают использовать другую систему, более гибкую и подходящую под современные реалии. По сути, перечень видов технического обслуживания для легковых автомобилей не изменился, но немного сменилась их наименование или нумерация:

  1. Ежедневное.
  2. Первичное обслуживание стало нулевым. При этом многие производители и вовсе от него отказались.
  3. Вторичное техобслуживание стало основным и теперь считается по порядку, начиная с первого и т.д. Проводится оно через равные промежутки времени, вплоть до окончания срока эксплуатации авто.
  4. Сезонное.

Точный график данных процедур, автопроизводители приводят непосредственно в сервисной книжке машины. Там же есть информация о конкретном содержании операций с указанием пробега, перед любым из посещений сервиса. Например, для ТО-0 по новой классификации, он обычно составляет 2-2,5 тысячи километров, а для номерных осмотров 10-20 тысяч.

Ежедневное ТО

Сейчас процедура ежедневного техобслуживания является зачастую формальностью. Да в некоторых организациях следят за периодичностью профилактических работ данного типа. А вот многие автовладельцы проводят ЕТО редко, по свободному графику, и отдавая предпочтение простому осмотру машины перед поездкой.

В полном виде процедура состоит из следующих этапах:

  • Осмотр состояния шин;
  • Визуальный осмотр подкапотного пространства и места под машиной на наличие протечек;
  • Проверка уровня жидкостей.

По итогам данных действий при необходимости колёса подкачиваются, жидкости доливаются, а протечки по возможности устраняются.

Далее водителю требуется проверить работу электрооборудования автомобиля и исправность индикаторов/указателей. При успешном прохождении ранее описанных стадий, машину можно запускать и проводится финальная проверка при начале движения – тормозов, сцепления, коробки передач и рулевого управления.

Первичное или нулевое ТО

В случае проведения данного варианта технического обслуживания авто, порядок действий отчасти схож с ЕТО. Однако есть и совершенно новые дополнительные требования, например, мойка кузова и тщательная уборка салона. После этого переходят непосредственно к технической части обслуживания, а именно:

  1. Осмотр и проверка. Как и при ежедневном ТО, осматриваются ключевые узлы и агрегаты автомобиля. Проверяется его тормозная система, исправность стояночного тормоза и привода. У рулевого колеса контролируются зазоры и работа всего механизма в целом. Дополнительно проверяется свободный ход различных подвижных элементов (рычаги, педали, руль и т.д.) и состояния пружин, амортизаторов, штанг и стоек.
  2. Регулировка. Все обнаруженные на прошлом этапе недостатки устраняются. Подстраивается плавность хода педалей и натяжение приводных ремней, а зазоры приводятся к нормальному значению.
  3. Крепёжные работы. На данном этапе проверяются крепление колёс, двигателя, коробки передач, рулевого и тормозных механизмов, а также прочих элементов автомобиля, требующих подтяжки. Все обнаруженные недостатки устраняются, при необходимости проводится смена ненадёжных крепежей.
  4. Замена масла. Дополнительно со сливом старой жидкости и заливом новой, может быть произведена смена масляного фильтра.

Обслуживание электрической начинки машины. В ходе работы осматривается аккумулятор и качество изоляции проводки, в том числе наличие её дефектов. Проверяются исправность ламп, индикаторов и различных предохранителей, а также электрооборудование в составе автомобиля.

После всех этих проверок и проведённого обслуживания, ТО-0 считается завершённым.

Номерное или вторичное техническое обслуживание

В сравнении с ТО-0(1), данная процедура на порядок сложнее и продолжительнее. По регламенту к этому времени подходя сроки замены многих технических жидкостей и даже некоторых элементов автомобиля. Так из жидкостей под замену попадают:

  • Масло в коробке передач, гидросистеме и мостах (действительно не для всех моделей авто);
  • Тормозная жидкость;
  • Антифриз.

Из сменных элементов автомобиля, главным образом меняются фильтры:

  • Воздушные;
  • Салонные;
  • Топливные;
  • АКПП.

Также обычно в авто заменяют свечи зажигания и ремень с роликами ГРМ.

При каждом номерном техобслуживании, выполняются объёмная работа по контролю и затяжке. Контролируется состояние практически всех фиксированных крепежами элементов, от топливного бака и радиаторов, до поддона картера и ГБЦ.

В ходе регулировки, проверяется нормальная работа:

  • Клапанов мотора;
  • Сила натяжения привода газораспределительного механизма;

Зазоры тормозных дисков и колодок, а также подшипников в ступицах.

При обнаружении отклонении от нормы в ходе таких работ, они устраняются путём регулировки.

В целом приведённый список может существенно отличаться. Зависит это напрямую от конкретной модели авто и рекомендаций производителя по регламенту его техобслуживания.

Сезонное техническое обслуживание

Для Беларуси, как страны с ярко выраженной сезонами, действуют обязательные правила подготовки своего транспортного средства к ним. Зачастую данный вариант ТО, проводят одновременно с одним из номерных. Тогда в ходе работ проводится не просто замена масла, антифриза и т.д. на аналогичные, а залив более подходящих к новым климатическим условиям в регионе жидкостей.

Например, в зимней период времени, смазочные материалы должны быть более текучими. Возможно, потребуется уделить дополнительное время аккумулятору, так как в период холодов заметно падает его пусковая способность. Естественно одним из главных этапов такого обслуживая является замена летних шин на зимние, которые отличаются лучшим сцеплением с дорогой.

Как сэкономить на ТО

За исключением самостоятельно проводимого ЕТО, всё прочее техническое обслуживание ТС требует оплаты. Поэтому некоторые водители для экономии своих средств иногда игнорируют плановые техобслуживания, проводя их через раз. Помимо снижения затрат они руководствуются тем, что надёжность современных авто значительно выросла и значит интервал ТО можно увеличить.

Однако у такого подхода есть один существенный недостаток. Связан он с риском ещё больших финансовых потерь, ведь машина без отметки о прохождении ТО лишает её владельца прав на гарантийное обслуживание. Кроме того, сами производители так и не увеличили в регламенте интервалы между сервисным обслуживанием. Даже самому современному авто требуется периодическое ТО, не говоря уж об транспортном средстве с приличным пробегом.

То есть лучше не пытаться избегать планового обслуживания, а экономить на ином. Например, машины на гарантии могут проходить данную процедуру со скидкой в авторизированных дилерских центрах. Возможно, стоит сравнить стоимость услуги сразу в нескольких ближайших центрах. При этом можно дополнительно оговорить возможность самостоятельной закупки материалов для техобслуживания на стороне. Многие дилеры на это не соглашаются, но попытаться стоит.

Ещё одна возможность снизить свои затраты на техническом обслуживании машины, это контроль центра. Многие дилеры искусственно раздувают бюджет, добавляя к набору операций, не упомянутые производителем в сервисной книжке. На это стоит обратить внимание ещё по результатам предварительной калькуляции, иначе по факту выполненных работ заплатить всё-таки придётся.

Владельцам машин, у которых закончилась гарантия, вариантов сэкономить даже немного больше. Становится необязательным проводить ТО у дилера, тем более цена на это вырастет. С окончанием гарантии, многие сервисные операции становится можно выполнять самостоятельно.

Практически все простейшие замены, например, колёс, разрешено делать автовладельцу. А вот для сложных операций придётся обратиться к профессионалам, но в выборе конкретного центра водителя никто не ограничивает. Единственное правило, он должен быть официальным.

Компания «МоторЭкспертСервис» предлагает свои услуги в области ремонта и технического обслуживания двигателей автомобилей, а также грузовых, сельскохозяйственных машин и спецтранспорта.

Операторы компании работают ежедневно и круглосуточно +375 (44) 770-51-70

Вы можете оставить заявку на диагностику, ремонт или обслуживание онлайн! Мы проведем необходимые работы с выездом на территорию заказчика.